пятница, 15 апреля 2011 г.

Статические упражнения в тайцзицюань семьи Чэнь (чжуангун).


Китайское слово «чжуангун» переводиться как «столбовая работа». Так же часто используется термин «чжанчжуан» («стояние столбом»). В литературе по цигун этот вид упражнений часто называют «позой обхватывания дерева», «большим деревом» или другими названиями.
В различных системах цигун и ушу используется огромное количество различных видов «столбовой работы». Позиции могут быть высокими, средними и низкими, руки могут находиться на различной высоте, а количество вариантов внутренней работы вообще практически безгранично.
Итак,  поговорим о чжанчжуан, используемых в тайцзицюань семьи Чэнь.
Первый столб называется «уцзи чжанчжуан» или «стояние столбом уцзи». Термин «уцзи» переводиться как «беспредельное». Это одна из базовых категорий китайской классической философии, обозначающее хаотическое состояние мира до его разделения на два первоначала инь и ян. В положении «уцзи чжанчжуан»: 1) стопы стоят параллельно; 2) все точки стопы плотно касаются земли; 3) пальцами ног как бы захватываем землю (это необходимо для активизации точек юнцюань в центре стоп); 4) колени немного разводятся наружу, что приводит к эффекту «вкручивания» стоп в землю (используется образ шурупов); 5) прогиб в пояснице убирается, а копчик (точка вэйлюй) немного подтягивается вверх; 6) спина округлая, а грудь слегка вогнутая (это должно выполняться без лишнего напряжения, естественно); 7) руки свободно опущены и немного согнуты в локтевых суставах, пальцы расслабленно вытянуты а почти касаются середины бедра; 8) под мышками сохраняется расстояние размером с теннисный шарик или куриное яйцо; 9) подбородок слегка втянут (так, чтобы не было наклона головы); 10) макушка как бы «подвешена» к потолку; 11) зубы не плотно сомкнуты, кончик языка касается верхнего нёба; 12) глаза неплотно прикрыты.
Уцзи чжанчжуан это очень важное упражнение. Это положение принимается, например, в начале выполнения формы по тайцзицюань. Рекомендуется начинать выполнение формы только после вхождения в особое состояние сознания.
Самая простая, базовая внутренняя работа, используемая в уцзи чжанчжуан (впрочем, это применимо к любому виду чжанчжуан) следующая: используется прямое брюшное дыхание и концентрация на нижнем даньтянь (часто используется образ шара, находящегося в центре тела на уровне 2-х, 3-х сантиметров ниже пупка). При прямом брюшном дыхании на вдохе живот выходит наружу, на выдохе втягивается. Вдох и выдох осуществляются через нос. Главное требование – живот при дыхании не должен напрягаться. Дыхание должно быть легким и естественным. В китайской традиции используется следующий образ: если во время упражнения к носу поднести перышко, оно не должно двигаться.
После стадии освоения концентрации на нижнем дантянь обычно переходят к управлению движением энергией по малому небесному кругу. «Малым небесным кругом» называется движение энергии по переднесерединному и заднесерединному каналам. При использовании прямого абдоминального дыхания на вдохе энергия опускается по переднесерединному каналу и поднимается по заднесерединному. При занятиях цигун не рекомендуется вести сознанием энергию по точному маршруту, иначе ток ци может потерять свою естественность. Вместо этого предлагается представлять процесс прохождения энергии в общих чертах. Так, например, маршрут движения энергии по малому небесному кругу, описываемый в медицине немного сложнее, чем тот, который используется в цигун. Итак, при использовании прямого дыхания ци ведут по малому кругу следующим образом: на вдохе энергия опускается от точки байхуэй (макушка) до точки хуэй-инь (промежность) по переднесерединному каналу; на выдохе – поднимается от хуэй-инь к байхуэй по заднесерединному каналу.
Следующим этапом в цигун является использование обратного абдоминального дыхания. В литературе этот тип дыхания часто называют даосским, в отличие от прямого, часто называемого буддистским. Именно обратное брюшное дыхание используется в тайцзицюань и других боевых искусствах. Как видно из названия, обратное дыхание прямо противоположно прямому: на вдохе живот втягивается и одновременно происходит подтягивание и небольшое напряжение мышц ануса, на выдохе живот выходит наружу и мышцы ануса расслабляются. Самое главное в этом типе дыхания – естественность. Живот и мышцы ануса должны подтягиваться без лишнего напряжения. Подтягивание копчика и мышц ануса позволяет энергии подниматься вверх по позвоночнику. Не случайно в книгах мастера цигун Мантэка Чиа точка вэйлюй называется «копчиковым насосом». При ведении энергии по малому небесному кругу с использованием обратного брюшного дыхания ци сначала поднимают по спине от хуэй-инь к байхуэй, а затем опускают вниз по переднесерединному каналу.
Следующий чжанчжуан, используемый в тайцзицюань семьи Чэнь, называется «тайцзичжанчжуан» или «стоячие столбы великого предела». «Тайцзи» или «великий предел» символизирует состояние мира, когда из уцзи выделились два первоначала инь и ян. Вспомним всем известное изображение тайцзиту (рис. ).
Положение тела используемое в тайцзичжанчжуан (фото1) такое же, как предыдущее, только руки поднимаются перед грудью и разворачиваются ладонями друг к другу. Способов работы в этом «столбе» очень много. Самый простой – концентрация на шаре в нижнем дантянь и на наполнении рук (с концентрацией на точках лаогун в центре ладоней). Нужно представлять, что руки как бы сами собой висят в воздухе, как два воздушных шарика. Еще один образ, используемый в цигун – представление, что на груди лежит резиновый шар и руки покоятся на нем, два шарика поменьше поддерживают подмышки. Можно так же представить себя сидящим на большом шаре.

Фото1
Еще один вариант внутренней работы – использование образа «тянь-ди-жэнь» («небо-земля-человек»). Представляем себе, что мы стоим столбом между двумя полюсами и, как батарейка, аккумулируем энергию в нижнем дантянь. Через точку байхэй получаем энергию неба, а через точки юнцюань – энергию земли.
На более продвинутых этапах используется ведение энергии по большому небесному кругу (да чжоу тянь). При этой работе энергия ведется по всем иньским и янским каналам. Циркуляция захватывает не только переднесерединный и заднеесереинный каналы, а также ручные и ножные каналы. Научившись большой циркуляции, можно направлять энергию в любую точку тела.
В тайцзицюань семьи Чэнь в качестве чжанчжуанов используются также некоторые позиции из комплексов формальных упражнений (таолу). Чаще всего используются позиции ланчжаи (ленивое поджимание одежды), данбянь (одиночный хлыст) и сесин (положение после шага наискось), хотя теоретически чжанчжуаном может быть любая позиция из формы. С этой точки зрения, выполнение формы можно назвать динамической столбовой работой, при которой используется серия постоянно меняющихся столбов.
В положении ланчжаи (фото 2) 70% веса тела приходиться на правую ногу. Носок правой стопы направлен туда же куда направлено правое бедро. Колено левой ноги обязательно слегка подогнуто. Требования к положению тела в целом аналогичны тем, которые использовались в уцзи чжанчжуан: убранный прогиб в пояснице, подтянутый копчик, спина округлая, грудь слегка вогнутая. Голова так же как бы слегка «подвешена» за макушку. Левая рука естественно упирается в бок промежутком между большим и указательным пальцами, под мышкой сохраняем пространство размером с теннисный шарик, правая рука направлена вправо, локоть слегка согнут (рука должна быть «округлой»), запястье находиться примерно на уровне плечевого сустава, пальцы слегка натянуты.

Фото2
В положении данбянь (фото 3) 70% веса приходиться на левую ногу, 30% - на правую. Положение ног, туловища и головы – как в предыдущем упражнении. Левая рука отставлена в сторону (аналогично правой руке в предыдущем чжанчжуане). Правая рука так же отставлена в сторону, кисть принимает положение гоу (крюк), при котором пальцы собраны в щепотку. Кисть собрана не плотно, как будто в ладони лежит теннисный шарик.

Фото3
В положении сесин (фото 4) 70% веса приходится на левую ногу, а 30% - на правую. Носок левой ноги слегка завернут внутрь, стопа правой ноги развернута под 45° вперед. Туловище развернуто в сторону левой ноги, спина прямая, прогиб в пояснице убран. Руки подняты в стороны. Кисть левой руки сформирована в положение гоу (крюк). Кисть правой – в положение чжан (ладонь). Руки «округлены» за счет неполного выпрямления в локтевых суставах. Запястья не поднимаются выше уровня плечевых суставов. Грудь должна быть слегка вогнутой, поэтому руки не должны отводиться в сторону слишком сильно.

Фото4
Базовый способ внутренней работы в данных положениях – концентрация на нижнем дантянь и на дыхании. Необходимо стараться расслабить мышцы тела и поддерживать правильно структуру позиции за счет правильного энергетического наполнения. Также необходимо помнить о том, что одна из основных функций столбовой работы – утяжеление низа и облегчение верха.
Как мы уже упоминали ранее, древняя даосская система цигун Хуньюаньгун является сердцевиной направления Чэньши синъи хуньюань тайцзицюань созданного мастером Фэн Чжицяном.
Как и в любой системе цигун основой хуньюаньгун являются статические упражнения – чжанчжуан (в переводе с китайского языка «стояние столбом»).
Начинают изучение системы с упражнения Уцзи чжанчжуан. Уцзи переводится с китайского как «беспредельное, отсутствие предела». В даосизме это слово обозначает не проявленную потенциальную субстанцию, состояние мира до его разделения на инь и ян, т. е. до появления тайцзи (Великого Предела).
Положение тела аналогично описанному выше, отличается положение рук. Руки свободно свисают по бокам (при этом подмышками сохраняется «раскрытость», пространство размером с теннисный шарик), плечи расслаблены, локти слегка согнуты («округлены»).
Необходимо выполнить все три регуляции, постараться избавиться от всех мыслей и войти в состояние «когда нет ни себя, ни внешнего мира».
Это упражнение может выполняться как в качестве самостоятельного упражнения (рекомендуется доводить до 30 минут), так и в комплексе с другими упражнениями (в этом случае продолжительность «стояния столбом» составляет 10 минут).
В системе хуньюаньгун используется еще несколько упражнений из раздела чжуангун. Это «первая стойка среднего кольца изначального хаоса», «вторая стоика среднего кольца изначального хаоса», «стойка верхнего кольца изначального хаоса».

Комментариев нет:

Отправить комментарий